Профессиональная Дота и Бустинг – вещи довольно разные, но иногда и похожие. Похожи они тем, что в большинстве случаев тренингами для микро скила и понимания героев являются хай ММР пабы. К теме различий хай рейтинговых игроков и профессиональных киберспорстменов мы еще вернемся, а сейчас хотелось бы использовать такое загадочное вступление для другой статьи. Сегодня предлагаю рассмотреть героя, который способен забустить ваш рейтинг на небывалые высоты, который не требует от вас первым указывать на фарм линию или центральный коридор, и которого не так часто забирают на фп в хай ММР пабах, чего не скажешь о профессиональной доте. Речь даже не о  Виспе, хотя о нем тоже было бы любопытно поговорить, а о  Бистмастере. Герой, которого можно собирать в пушера, тимфайтера или же лейт-гейм контроль героя. Именно его универсальность делает его настолько полезным и популярным героем. Я бы еще отметил, что его винрейт и пикрейт увеличивается равномерно с рейтингом игроков, то есть самый большой пик обоих показателей актуальности героя можно наблюдать как раз на последних ступенях рейтинга. Так какие же правила игры на этом герое, какие подводные камни? Что нужно делать, что собирать, когда брать, а когда не стоит? Предлагаю рассмотреть Биста под увеличительным скилом.


    


Для начала скажу сразу, его универсальность и большой уровень винрейта не говорят о том, что на герое играть легко. Это скорее показатель того, что против этого героя большинство метовых лайнапов проигрывает и нужна не просто хорошая микроигра, но и командное понимание макроигры. Для "правильной" игры на Бисте вы должны уметь микрить на минимальном уровне, то есть контролировать призванные существа таким образом, чтобы они были грозным оружием, а не кормом для противника. В большинстве случаев неопытные игроки не рассчитывают свои силы и просто фидят саммонами, забывая что Бистмастер – повелитель зверей, а не какой-то цирковой дрессировщик. Вторым важным нюансом является активный геймплей от начала игры, так как именно на начальной стадии и мидгейме Бист имеет самый большой потенциал для перетягивания одеяла золота и опыта на свою команду. Закончив с двумя главными особенностями (хоть и абстрактными) игры на Бистмастере предлагаю перейти к более технической части обзора – разборе скилов, айтембилдов, стратегии игры и лучших союзников на линии.


Скилы героя:

 Wild Axes

Бист бросает во врага свои топоры и наносит урон. Самое интересное в этом всем – это механика работы топоров, так как они бумерангом возвращаются к герою. Попадание топоров по вражескому юниту повышает урон, который нанесет Бист и его саммоны по нему. Топоры увеличивают свой же урон, когда после прикосновения возвращаются и ударяют по врагу снова.

 Урон каждого топора: 30/60/90/120  | Увеличение урона за эффект: 6%/8%/10%/12%

 Длительность эффекта: 10 | Кулдаун: 8 | Манакост: 80/85/90/95

 

 Сall Of The Wild (Boar)

Наверное, главное оружие Биста на стадии лайнинга и соло-пуша. Призыв кабана дает возможность получить сильного юнита, который наносит урон с ударов и яда. Каждый удар кабана замедляет скорость атаки и передвижения противника. Таких кабанов можно одновременно (по истечении кулдауна) призвать несколько и просто втоптать вражеских героев в землю.

 Длительность жизни: 60 | Кулдаун: 42/38/34/30 | Манакост: 50

 


 Сall Of The Wild (Hawk)

Еще один зверек в арсенале нашего Биста. Скил автоматически получает скилпоинт при раскачке скила вызова кабана, так и в обратном порядке. Призыв Сокола, который летит на точку, куда вы его отправить и в инвизе осуществляет функции варда. Этот скил может очень хорошо помочь при макроигре в мидгейме, так как дополнительный вижен поможет вам избежать ненужных драк и гангов противников.

 Длительность жизни: 60 | Кулдаун:  60/50/40/30 | Манакост: 30

 


 Inner Beast

Невероятно мощная аура, которая бустит ваших союзников, призванных юнитов, иллюзии. Очень полезна при пуше, очень полезна при лайнинге в сложной линии, для сплитпуша с саммонами незаменима..

 Радиус: 1200 | Доп. скорость атаки: 15/25/35/45

 



 Primal Roar

Крик Довакина, Ор  - как только этот скил не называют. На деле – имбалансный стан вражеского героя и расталкивание всех союзных юнитов вокруг. Тут лучше оставить больше слов для механики скила, а не его описания.

 Дальность применения: 600 | Радиус доп. скорости: 900 | Радиус откидывания: 300 | Урон: 150/225/300 | Длительность оглушения: 3/3.5/4

 Замедление скорости передвижения: 60% | Замедление скорости атаки: 60 | Доп. скорость передвижения союзникам: 40%

Длительность ускорения: 3 | Длительность замедления: 3/3.5/4 | Расстояние откидывания: 450 | Длительность откидывания:1  

 


 


Ниже я предлагаю к рассмотру самый оптимальный скилбилд, основанный на играх хайммр игроков, которые не один пуд соли съели на этом парне. С первого уровня стоит вкачивать  кабана, так как этот парниша поможет вам отстоять лайнинг, оставляя врага без скорости атаки и постоянно нанося ему урон и замедление, которым сможет воспользоваться ваш союзник, с которым вы пошли на линию. Кабан имеет целую дюжину ХП, что сохранить его целостность даже при постоянном харасе от саппорта противников. Именно замедление от ударов двух кабанов поможет быстро убить вражеского героя и просто переденаить все, что стоит на линии. Для повышения скорости атаки героя, его саммонов (кабанов) и союзного героя – параллельно следует максить   ауру. Вкачать  топоры на 1 скилпонит до шестого уровня можно, если линия нуждается в более-менее быстром уроне при дизейбле от союзника, но обычно лучше всего вкачивать именно второй и третий скил. Начиная с третьего скилпоинта в призыв  сокола – вы сможете ставить вард как для себя, так и для союзников. Ультимейт следует раскачивать как только появится возможность, так как он позволяет делать почти стопроцентный кил на любом вражеском герое, будь то противник на вашей линии, или же враг с другой линии, к которому вы пришли на ганг в смоках (настоятельно рекомендую).


 

Выбор талантов:



10 уровень: +25 к получаемому опыту или же буст к скорости. Тут очевидным выбором является прибавка к опыту, так как кор герою прежде всего понадобится опыт. Этот талант является достаточно сильным, учитывая тот факт, что обычно Бист получает его очень быстро и дальше просто нереально бустится по экспе.

15 уровень: +40 урона от  кабана или же +6 к броне. Честно говоря, броня полезна, но не настолько, так как именно кабан является очень мощным и грозным оружием при сплитпуше и солокилах (а именно этим занимается по игре Бистмастер).

20 уровень: +80 к урону от  топоров или же +500 к ХП. Урон от топоров – это не то, что нам нужно, так как топоры – это далеко не самый основной скил героя. Следует брать прибавку к ХП и жить в драке намного дольше, раздавая союзникам драгоценную ауру.

25 уровень: +30 к скорости атаки от  пассивки или же -15 секунд кулдауна у Сокола. Берем прибавку к ауре, так как в лейте она превращает вашего героя в убиватора, а союзных керри героев в машины для тимфайтов и пикофов. Аура также очень поможет при пуше.  


 


Как я уже и говорил, на Бисте нужно понимать что и когда делать, главной ценностью для игрока в этом случае является время, так как именно правильный расчет таймингов поможет закончить игру быстро и без всяких проблем.

Какую линию выбрать? Лучше всего Бист смотрится на сложной линии, где он выступает не в роли парня, который пытается получить хоть какую-то частичку экспы и золота, а в роли унижающего оффлейнера, который отбирает фарм у вражеского керри героя и зонит врагов, вынуждая помогающего героя из вражеской сложной линии стянутся на легкую, то есть вытягивая дополнительные ресурсы с противников и вгоняя их в апатию. С какими героями лучше всего идти на линию? Прежде всего – это персонажи с замедлением или станом, возможно аурами на пуш, далее предлагаю краткий список и основные плюсы этих героев в связке с Бистом.

 Лич – обновленный второй скил этого героя является просто отличным в связке с Бистом так как позволяем том активно агрессировать и замедлять противника, нанося периодический урон и постоянно удерживая ХП противника ниже половины.

 Лионотличнейшее дополнение к любой линии. В этой мете Лион является одним из самых полезных саппортов и может пригодиться почти в любой дабле, в комбинации с Бистом он может запросто лишать противников всего регена уже ко второй минуте.

 Даззл – нет ничего противнее, чем перма-замедление, а именно это ожидает противника на линии с Даззлом и Бистом, в результате загнобленный лайн и тоны урона от хилки Даззла под крипами, саммонами и героями.

 Тускар – постоянный экшн и элементарный зоннинг противника. В результате постоянного хараса и попыток убить противника вы можете быстро лишить врага регена и просто выгнать его с линии, после чего Туск может уйти на роум, а Бистмастер проносить линию и получать экспу в одиночку. 

 Веномансер – до ужаса противный лайн, змейки и кабаны, если кратко. Если не кратко – то гореть в аду всем, кто так играет) На самом деле, просто нереально противно играть против такого, так как стоять на линии попросту невозможно, а башня падает за считанные минуты от начала игры.

 Венга – мощный дуэт как на линии, так и по игре. Ауры и прибавки, которые дают оба героя – помогут при раннем пуше и драках.

 Гримстроук – под замедлением от кабана и постоянным харасом со стороны биста и скилов Грима стоять очень трудно, реген заканчивается очень быстро, а подкрепление будет очень нужно, так как с каждым уровнем Бист и Грим становятся все более опасными за счет левелинга основных скилов Гримстроука.

 Андаинг – просто два плотных парня выдавливают хилого саппорта и агильного керри с лайна, быстрый снос линии до Тир3 вышки. Драка под Томбой и кабанами – это просто нечто, попробуйте хоть разок (:

Это только малая доля тех героев, которые хорошо стоят с укротителем зверей, следует также отметить, что эти герои были выбраны, так как популярны и используемы в данной мете. Далее предлагаю рассмотреть самые частые связки героев, которые смотрятся хорошо в команде с Бистом.

 Луна – один из лучших керри, когда бист есть в команде. Ее пассивные скилы, аура биста,  Владмирс и еще парочка аур на реген или магический резист = быстрый пуш и победа на ранней стадии игры.

 Ликантроп –  Некрономикон 3 уровня и затар быстрого   Владмирса поможет сэкономить вашему герою один слот и пойти в быстрый пуш с саммонами.

 Фурион – аналогичная ситуация с быстрым пушем, но тут еще и возможность выхода в лейт с макроигрой. Бист находит противника, который отбился от команды и фиксирует его ультимейтом, после чего прилетает Фура и происходит избиение врага, просто, но со вкусом.

 Висп Гирокоптер /  ЦК – висп и один из этих героев могут аналогично прилетать на ультимейт биста и быстро убивать противника. Оба героя хороши при пуше, так как часто собирают барабаны, которые дают драгоценную ауру и плотность при пуше и драках, то есть активной игре.

 Инвокер – моментальный урон при помощи ультимейта Биста, топоров и Санстрайка Инвокера сверху. Стоит отметить, что эта связка очень сильна в лейте против вражеских кор героев, так как после фиксации героя с ультимейтом Инвокер может закинуть  Катаклизм и просто стереть его с карты, отправив в таверну на долгие 70+ секунд.

 

Что делать на Бисте, какая стратегия? Ранний пуш или макроигра в лейте?

Отвечая на второй вопрос нужно понимать насколько хорошо вы играете в Доту и понимаете тайминги игры в текущей мете. Именно от этого зависит стратегия игры на Бисте. Лучше всего заканчивать к 20 минуте и не испытывать судьбу, так как с каждой минутой противник будет крепчать, а гарантий выигранных лайнов от союзников вы вряд ли получите. Так что рассчитывайте на максимальный соло-импакт. Раскачка, как и говорилось ранее, упирается в ауру и саммонов, так как именно с этими скилами вы сможете отправиться в рани пуш. Ваша цель – не просто спушить линию, а и помешать вражескому герою фармить, поэтому если при пуше у вас препятствий нет, то продвигайте линию пока не получите шестой уровень. Далее нужно закупить смок и прийти на другой лайн, где вы без проблем с еще одним дизейблом можете забрать любого героя. После этого мува вы можете продолжить пуш этой же линии, но уже с союзниками, в итоге пропушив сразу две линии. А что если пушить линию не получается и после первой же попытки прогнать вражеского керри к вам стянулся сапппорт или же семи-саппорт с другого лайна? Отлично – вы создали спейс для своего кор героя и помогли загнобить вражеского оффлейнера простыми действиями на своей линии. Бист с  аурой и  Кабаном может докупить  топор и идти в лес, если на линии ловить нечего.

Макроигра в лейте зависит напрямую от вашего чувства игры. Вам нужно ходить в смоках или же поджидать пушащего врага в лесу. Такие пикофы через ультимейт Биста могут помочь подловить противника на ошибке и лишить кор героев байбеков. Рассчитывать на такой исход я бы не советовал, потому что с таким же успехом враги сами могут устроить для вас ловушку. Плюс для буста вариант с фастпушем намного лучше.

Что же затаривать при выборе раннего пуша? Прежде всего выбор ботинка может граничить между  ПТ и  Фейзами. Все зависит от доминации на линии и потребности в мувменте. Если игра требует от вас много передвижений по линиям и активной макроигры, то лучшим выбором будут Фейзы. Если же вам нужна плотность и снос одной линии до трона, то ПТ могут быть лучшим вариантом.

 Некрономикон – эту книгу покупает и грейдит любой, уважающий себя Бистмастер. Два крипа с Некров, кабаны и аура – вышка противника упадет очень быстро. Некра чаще всего собираются вторым или третьим артефактом (учитывая ботинок) и являются одним из главных инструментов Биста в пушинге.

 Доминатор – этот айтем лучше всего тарить на очень ранней стадии игры, но иногда лучше не тарить его вообще, так как он оттягивает тайминги Некров, которые в мете 7.20 будут полезнее при пуше, нежели Доминатор.

 Владмирс /  Кримсон  Кираса Солар Крест – плотность и ауры. Я бы посоветовал тарить Владмирс, особенно пораньше. Именно с ним становится легче всего пушить. Кримсон слишком ситуативен и чаще всего является лишним, его собирайте, если у врагов есть Чен, Энча, Фурион или же много физ дпсеров. Кираса – отличное дополнение к тимфайту, можно также подумать и над  Шивой, собирать этот артефакт следует к 30 минуте. Солар Крест собирается для буста вашего керри героя или же после Некров, если Некра и Владмирс собраны уже к 21-23 минуте.

 Аганим – просто приятный буст к ультимейту и незаменимая вещь для лейта, сокращение ультимейта и увеличение ренджа – это сильно.

 Блинк Даггер – думаю, что тут много объяснять не нужно.

 Алебарда – подумать над сборкой этого айтема нужно, если ваш лайн в салат выигран, а вражеский хардлайнер или мидер, которые рассчитаны на физический урон в салат выиграли свою линию. Так вот, вы сделаете команде огромное одолжение, вырубая вражеского кора в драках уже на ранней стадии игры.

 Хекс – ультимативный контроль артефакт для поздней стадии игры, позволит держать врага в дизейбле даже после ультимейта.

 Лотар – айтем, который поможет гангать противников и играть в осторожную стратегию в лейте. Следует отметить, что лотар крайне полезен против героев с пассивными способностями по типу Бристлбека, Сларка, Хускара, Фантомки и т.д., так как его можно грейдануть в Сильвер Эдж.

Айтембилд на линии:

 +  +  +  + 

Айтембилд в ранней игре/мидгейме:

 +  +  +  + 

Айтембилд для лейта:

 +  +  +  +  + 

 

Вот такой вот герой Бистмастер. Игру за него модно очертить как пуш без компромиссов. Для более наглядного наблюдения советую посмотреть игры на ТИ8 от команды ОГ, они умеют играть с Бистом и знают как камбечить тогда, когда спушить не вышло. В хайммр пабликах лучше всего на повелителе зверей рассекает оффлейнер ОГ – Себ, в его играх можно подметить что-то важное как в плане микро-скила, так и макро-таймингов.

Вот ссылка на его Дотабаф и матчайди на Бисте.

На Бисте можно бустить, но рассчитывайте свои силы и нервы, так как не всегда тиммейты любят собираться командой и пушить. Очень часто ваши просьбы пушить и унижать врагов будут проигнорированы, а вас будут убивать враги. Но даже такие игры дают драгоценный опыт и помогут избегать тех же ошибок в последующем.